Типическое

Типическое, или общее, — это такое свойство, которое образуется путем отбора характерных существенных черт ряда людей, предметов, явлений, творческого соединения их и показа в образе одного человека, предмета, явления.

Типические, общие, существенные черты редко концентрируются и оказываются выраженными со всей полнотой в одном явлении, одном лице, одном характере. И задачей художника является как раз соединение этих черт как бы в фокусе в одном образе.

Очень выразительно сказал о сущности типического Л. Н. Толстой: «… если писать прямо с натуры одного какого-нибудь человека, то это выйдет совсем не типично — получится нечто единичное, исключительное и неинтересное… А нужно именно взять у кого-нибудь его главные, характерные черты и дополнить характерными чертами других людей, которых наблюдал… Тогда это будет типично. Нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип» (Толстой Л. Н. Об искусстве и литературе).

Вышесказанное о характерном и типическом показывает, что типическое не может появиться и существовать без характерного, оно строится из материала характерного и существует на его базе. Характерное и типическое существуют в образе вместе, неразрывно, в определенных обстоятельствах, которые также типичны для данного явления, людей и т. д. Это классически сформулировал Ф. Энгельс: «… реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Маркс К., Энгельс). Эта формулировка объясняет неразрывную связь типического и характерного, указывает на связь обстоятельств, в которых происходит явление или событие, с особенностями конкретного художественного образа.

А. М. Горький на примере литературного творчества подтвердил необходимость наличия этого свойства художественного образа, указав на творческий прием реализации его в образе. Он писал: «Искусство создания характеров и „типов“ требует воображения, догадки, „выдумки“». Описав одного знакомого ему лавочника, чиновника, рабочего, литератор сделает более или менее удачную фотографию именно одного человека, но это будет лишь фотография, лишенная социально-воспитательного значения, и она почти ничего на даст для расширения, углубления нашего познания о человеке, о жизни.

Но если писатель сумеет отвлечь от каждого из двадцати — пятидесяти, из сотни лавочников, чиновников, рабочих наиболее характерные классовые черты, привычки, вкусы, жесты, верования, ход речи и т. д., — отвлечь и объединить их в одном лавочнике, чиновнике, рабочем, этим приемом писатель создает «тип», — это будет искусство» (Горький М. О том как учился писать).

Примером создания художественного образа — типа в портрете может служить «Протодьякон» И. Е. Репина. При рассмотрении этой картины мы не думаем о том, похож или не похож протодьякон на Чугуевского дьякона, с которого был написан. Художник передал черты целого сословия, создал обобщенный образ, хотя отразил и некоторые характерные черты конкретного человека (свирепое плотоядное лицо, размашистый, как удар, жест). Репин характеризовал свою работу как картину. Он писал Третьякову: «Вы неверно называете этюдом портрет дьякона, это даже более чем портрет — это тип, словом, это картина». Отталкиваясь от индивидуальных черт натуры, живописец создал социально-типический образ.

Богато наделенный силой образного мышления, целый ряд типических образов создал Домье. «Домье во множестве рисует адвокатов — и каждый из них резко очерченная индивидуальность, характер, и каждый из них в то же время адвокатство в целом. Домье рисует во всех видах короля, и в каждом рисунке король бесспорно похож. Но в каждом же рисунке это не только король, а буржуазная монархия во всей ее неприглядности» (Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве).

В таких пейзажах-картинах, как «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень» И. И. Левитана, «Березовая роща» А. И. Куинджи, «Московский дворик» В. Д. Поленова, «В голубом просторе» А. А. Рылова, ярко переданы конкретные, характерные мотивы. В то же время — все это типические образы русской природы.

Обобщение, типизация предполагает анализ многих жизненных фактов, и индивидуализирование также требует анализа множества фактов действительности. В этой творческой работе художник отбрасывает второстепенное, несущественное и, наоборот, выделяет существенное, закономерное. Творчество это ведет к созданию новых фактов на основе жизненных. Подчеркивание характерного, а через него и типического позволяет создать такие сильные образы, которые оказываются наделенными чертами, создающими конкретный тип и характер, которого реально в жизни нет, но который вполне мог бы встретиться в жизни. Такое сильное обобщение возможно только через активную деятельность творческого воображения, творческой фантазии. Без этого художник, даже если он и обладает большим знанием жизни, позволяющим ему добиваться известных обобщений, все равно не сумеет воплотить свой замысел с необходимой художественной убедительностью.

В процессе работы творческого воображения и художественного мышления над материалом жизненных наблюдений художник выявляет не только типическое и характерное, но и объективное и субъективное. Все это усиливает воздействие художественного образа.

Работа воображения и вымысел, с помощью которых художник создает сильные образы, непосредственно связаны с жизненным опытом. Вымысел представляет собой концентрацию жизненного опыта художника. Вымысел фактически представляет собой средство отбора художником наиболее характерного в жизни. Он, следовательно, не противостоит действительности, а является лишь особой, именно искусству присущей формой отражения жизни, своеобразной формой ее обобщения, в результате которого появляются конкретные картины жизни.

Творческое воображение и фантазия особенно богато проявляются и  позволяют создать сильные, оригинальные образы, когда художник работает над темами сказочного, фантастического. Здесь сила художественного обобщения особенно велика.