Интуиция

Интуиция — это особое, феноменальное и сложнейшее явление в психической деятельности человека — играет огромную роль в творчестве вообще, и в художественном в частности. Интуиция выступает как одно из индивидуально-психологических свойств личности, как своеобразная способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. В то же время она, безусловно, тесно связана с такими психическими процессами, как память, мышление, в особенности образное воображение.

Интуиция, имеющая важное значение в творческой деятельности, особенно в период зарождения замысла и его дальнейшей разработки, издавна трактовалась как самопроизвольная сила, как действие «подсознательного». «Представители буржуазной интуитивистской эстетики и связанной с ней школы „свободного воспитания“ стремятся доказать самопроизвольность творчества, его спонтанную, мистическую природу, его полную независимость от воспитания».

Последователи идеалистической философии отвергают логическое в интуитивных явлениях. Хотя еще недостаточно глубоко изучена природа интуитивного мышления и те условия, которые на него влияют, мы знаем, что «интуиция не есть исключительный дар талантливых писателей и художников, а свойственна всем людям. Знаем мы сейчас и основные особенности интуитивных процессов».

В настоящее время писатели, художники, музыканты, актеры признают большое значение интуиции в творчестве. Советские ученые рассматривают художественную интуицию как одну из сторон таланта, одаренности. В специальной литературе по физиологии, психологии есть ряд исследований, которые позволяют с позиций диалектического материализма объяснить сущность интуиции. Основу для правильного, материалистического понимания интуиции дает теория мышления И. М. Сеченова, учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Не менее важны работы Б. М. Теплова и других.

И. П. Павлов объясняет интуитивный процесс действием следов от прошлых впечатлений, «динамическим стереотипом». А психолог Б. М. Теплов пишет: «С точки зрения логики или теории познания интуиция не есть особый путь познания, стоящий наряду с ощущением и мышлением… Но с точки зрения психологической интуиция есть качественно своеобразный процесс, отличающийся от развернутых процессов логического мышления не только скоростью протекания. Пусть с точки зрения логики интуиция есть «быстро сделанный расчет». Но в том-то и дело, что при известной скорости протекания мыслительный процесс становится уже другим, приобретает новое качество, осуществляется иным психологическим механизмом».

«Интуиция есть способность человеческого сознания внезапно, непосредственно, с интенсивной эмоциональной напряженностью принимать на основе предшествующего опыта необходимые решения, без отчетливого осознания промежуточных звеньев этого процесса».

Психологи обычно выделяют следующие виды (типы) интуиции:
1) непосредственные и мгновенные оценки и определения воспринимаемых объектов (чувство стиля, чувство типичности, чувство языка и т. д.);
2) непосредственное решение творческих задач (создание художественных образов и т. д.);
3) особые случаи интуитивных решений, когда результат получается резко противоположным задуманному автором.

Ученые и творческие работники единодушно отмечают следующие особенности интуитивных процессов:
1) непосредственность;
2) отсутствие рассуждений;
3) отсутствие каких-либо усилий и затруднений (процесс протекает как бы сам собой);
4) сопровождение процесса чувством уверенности в правильности его результатов;
5) разумность процесса;
6) связь с решением новых задач (это отличает их от привычек и навыков);
7) быстрота, в некоторых случаях мгновенность протекания процессов, которая особенно бросается в глаза при оценке воспринимаемых предметов (чувство стиля и т. д.). «Такую характеристику интуитивных процессов в настоящее время можно считать бесспорной».

Исследования вопросов интуиции, проведенные под руководством советского психолога О. И. Никифоровой, еще раз подтверждают, что интуиция есть решение сознательно поставленной задачи. Но интуиция отличается от других сознательных актов своим качеством: задачи решаются посредством не логического, а образного мышления, в котором уже отражена деятельность логического мышления.

Каким образом осуществляется логическое и образное мышление, как логическое мышление оказывается отраженным в образах, возникших в результате интуитивных процессов, — эти вопросы раскрываются в аналитическом исследовании А. С. Кармина «Интуиция и бессознательное», в котором автор опирается на развитую Д. Н. Узнадзе и его последователями концепцию установки.

Логическое мышление действительно отражается в образном мышлении, в том числе в интуитивных процессах, так как в них (в интуитивных процессах) действуют два познавательных процесса: переход от чувственных образов к понятиям и переход от понятий к чувственным образам, т. е. происходит трансформация одних в другие и наоборот. Причем, поскольку между наглядными образами и понятиями нет каких-либо промежуточных ступеней, отличных от них, трансформация эта носит обязательно скачкообразный характер. Поэтому механизмы перехода от чувственных образов к понятиям и обратно весьма специфичны — они не могут быть представлены в виде системы осознанных познавательных действий. В то же время результаты этих действий указывают на непосредственность получаемого знания. Но этим познавательные процессы перехода от чувственных образов к понятиям и наоборот являются все-таки не обычными, а интуитивными, так как им присущи качества, выступающие обязательными признаками интуиции: неосознаваемость механизмов получения нового знания и ощущение непосредственности этого знания.

Опираясь на теорию «установки» и учитывая, что творческая деятельность, как правило, делится на четыре основные сменяющие друг друга фазы (подготовка, инкубация, озарение, обоснование) и интуиция рассматривается обычно в качестве одного из моментов творческой деятельности, А. С. Кармин отмечает, что, во-первых, в первой и четвертой фазах преобладают осознанные процессы, а во второй и третьей — неосознанные и, во-вторых, и те и другие процессы опираются на бессознательно формируемую систему установок, определяющих характер психической деятельности на протяжении всего хода решения творческой задачи.

В основе творческого процесса лежит установка творческой личности на концентрацию усилий для решения поставленной задачи. В соответствии с установкой осуществляется эмоциональное напряжение, огромная умственная работа. Но очевидно, что умственная деятельность несколько сужается, так как больше думается и «переживается лишь то, что имеет место в русле установки…». Вся информация извне рассматривается только с точки зрения решаемой задачи.

На основе этой общей творческой установки действуют частные установки, определяющие направление творческого поиска. Безусловно, поиск всегда ведется на основе определенного запаса знаний и каких-то новых идей. Знания и идеи являются лишь необходимым, но недостаточным условием для интуитивного решения задачи. Необходимый контакт имеющийся и получаемой информации с идеей может и не произойти. Приближают осуществление такого контакта направляющие установки, которые используются творческой личностью бессознательно и проявляют свое действие в стремлении к определенному ходу мысли и ассоциациям, использованию разной информации, методов и т. д. Причем нередко в направляющей установке «человек бессознательно стремится найти искомые образы или понятия в рамках одной и той же информационной области, с которой он знаком по прошлому опыту, старается использовать уже успешно употреблявшиеся ранее эвристические идеи». Нередко следование прошлому опыту приводит к счастливым догадкам. Но такой путь интуитивного решения творческих задач далеко не всегда приводит к, успеху. Имеющаяся и не раз бывшая полезной направляющая установка иногда оказывается даже мешающей решению и вынуждающей творческую личность не замечать новых путей и подходов. В таких ситуациях целесообразнее отойти от прежней направляющей установки и заменить ее новой, которая вовлекает в творческий поиск новые материалы и даже идеи.

Результативность направляющих установок зависит также от индивидуальных особенностей творческой личности и  от условий, в  которых она  решает задачи. В тот период творческого процесса, когда уже выработана установка на решение определенной задачи (фаза инкубации), мыслительные операции осуществляются как бы автоматически, машинально и неосознанно. В это время, по выражению Д. Н. Узнадзе, мыслительная деятельность является «импульсивной» психической деятельностью. Мыслительные операции следуют одна за другой, но содержание их не осознается. Такая деятельность продолжается до тех пор, пока не достигается решение задачи обычным путем, осознанно, без интуитивных процессов или пока не достигнуто такое положение, что на уровне неосознанного мышления получается результат, который не поддается оценке, и нужно его оценить сознательно. Но в этот момент импульсивная деятельность мышления задерживается и переработка информации не может произойти. Это ведет, согласно Д. Н. Узнадзе, к объективации содержания психической деятельности в пункте задержки. Здесь происходит процесс творческого мышления и наступает кульминационный момент интуитивного процесса — озарение. В сознании неожиданно появляется информация, которая оказывается либо готовым решением задачи, либо очень близкой к нему. При этом человеку кажется, что решение пришло ни с того, ни с сего, поскольку весь ход поиска, предварительной оценки протекал неосознанно, на основе установки. Есть также и чувство уверенности в правильности найденной цели, образа, так как все это прошло уже через предварительную проверку на предшествующих этапах творческого процесса. Однако это чувство не гарантирует исследователя, творца от ошибки. Для этого требуется анализ решенного, который может показать, что образ не найден точно. Анализ этот должен проходить под контролем сознания. Об этом очень хорошо сказал Е. А. Кибрик: «Композиция создается по чувству. Без сосредоточенности на заданной задаче, без полета воображения, фантазии, без вдохновения ничего не скомпонуешь. А вот сделанное по чувству и можно, и нужно проанализировать — без этого композиции не завершить. Анализ сделанного по чувству поможет найти верный путь к завершению работы».

Поскольку интуиция существует как способ отражения объективной реальности, существуют и пути развития интуиции. Основные из них — совершенствование биологических качеств организма (глаза художника, голоса певца, уха и пальцев музыканта, фигуры танцора), развитие наблюдательности, повышение емкости и мобильности памяти, развитие мышления (в том числе образного), воображения, эмоциональной восприимчивости, напряженный, систематический труд и целенаправленные поиски новых решений.