Чувства

Чувства среди многообразия сил творчества занимают особое место как силы репродуктивные, с помощью которых человек имеет связь с внешним миром и отражает его в своем сознании. Чувства на основе восприятий, ощущений, памяти, а также мышления и др. позволяют человеку иметь запас впечатлений от жизни и на этой основе осуществлять разные виды деятельности, в том числе и труд, высшей формой которого является творчество. Каждый человек ощущает, воспринимает окружающий мир, чувствует его. Но художник чувствует гораздо острее и глубже, что позволяет ему замечать многое из того, мимо чего обычный человек проходит равнодушно, вбирать больше впечатлений от наблюдений, от услышанного, прочитанного и оставлять их в памяти более ярким, запоминающимся. Это очень важно для создания произведений искусства, которые в своем содержании несут всегда эстетическое, чувственное отношение художника к действительности.

Эмоциональные переживания как одна из сил творчества важны для художника не только потому, что они окрашивают более ярко впечатления от жизни, которые впитывает в себя художник. Они имеют еще огромное значение и для развития художника как личности, для формирования его мировоззрения, так как определенное чувственное отношение художника к различным явлениям в природе, обществе становится нередко постоянным эмоциональным содержанием духовного мира и творчества художника, например презрение к мещанству или любовь к природе, к Родине. Очень важно также то, что эти и другие известные чувства у различных художников индивидуальны, неповторимы.

Работа чувств художника позволяет ему так чутко и взволнованно воспринимать, ощущать и познавать жизнь, что он способен делать открытия, ценные своей объективной значимостью, в которых находит отражение новое поэтическое «зерно», «изюминка», подмеченная им в жизни. Поскольку обостренные чувства художника ведут его к более внимательному изучению предметов и явлений, то это дает возможность ему глубоко проникать в сущность воспринимаемого, развивает в нем способность замечать индивидуальную характерность явлений, видеть в обыкновенном необыкновенное, в единичном существенное, закономерное, типичное. Чувства помогают вести анализ материалов жизненных наблюдений настолько обостренно, что это дает возможность художнику делать открытия-предвидения, т. е. понимать не только то, что происходит сейчас, но и то, что возможно в будущем.

Таким образом, чувства как репродуктивные, отражающие мир силы творчества одновременно и помогают выявить в жизни, и показать в искусстве через индивидуальное существенное, и поэтизируют образы действительности.

Через общение с художественными произведениями люди обогащают свой внутренний мир. Это означает, что художник способен сделать людей более прекрасными своим искусством, одухотворить их лучшими помыслами. Значит, его творчество становится средоточием духовной жизни, источником ее обогащения, приобретает социальную значимость.