Художественный талант

Художественный талант является одним из основных индивидуально-психологических свойств личности и выступает как большая активная сила художественного творчества. Художественный талант с точки зрения психологии представляет собой особенно благоприятное сочетание и взаимодействие способностей, получивших высокое развитие в процессе обучения и воспитания, обеспечивающих успешность художественной творческой деятельности. Конечно, художественный талант, как большая, активная сила творчества, предполагает обязательно и высокую развитость других сил творчества, о которых сказано выше. Без сильной развитости, например, памяти, чувств, воображения, мышления, очевидно, невозможно сильное развитие таланта.

Талант художника не является врожденным, так как способности не даются человеку с момента рождения в готовом виде, не передаются по наследству. «Человек рождается с задатками (природными предпосылками развития способностей), которые представляют собой врожденные анатомо- и психофизиологические особенности организма». Задатки являются той основой, без которой немыслимо развитие способностей. Но способности могут формироваться и развиваться только при наличии благоприятных условий (общественная среда, активная деятельность, здоровье человека).

Художественный талант, как было сказано, — это сочетание и взаимодействие всех способностей к изобразительной деятельности, в том числе таких основных, как творческое художественное воображение и мышление, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение в разработке художественного образа, создание оригинальной композиции; зрительная память, способствующая созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающая успешной трансформации их в художественный образ; эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению; волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов; а также такие вспомогательные способности, как свойства зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов и сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, живописи. Каждая способность в отдельности — это еще не талант. Например, если у художника развито одно воображение, а мышление и память — нет, к тому же он ленив и безволен, он не сможет добиться чего-либо значительного в искусстве. Художественный талант обязательно предполагает любовь к искусству, которая иногда проявляется с раннего детства в форме интереса к искусству, постоянной потребности творить. Вспомним раннее проявление таланта у И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова и целого ряда других известных художников. Но нередко талант может обнаружиться лишь в зрелом возрасте.

Более качественно высоким уровнем художественного дарования человека является гениальность. Понятием гениальности в художественном творчестве определяется исключительно благоприятное сочетание талантов, которое позволяет художнику создавать произведения, опережающие искусство современной ему исторической эпохи и имеющие мировое значение.

Если силы творчества представляют собой взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств личности, то компоненты творчества являются содержательными элементами духовного мира художника, продуктами отражения действительности в чувствах, в сознании, в памяти, продуктами деятельности творческих сил.

К компонентам творчества, как было сказано, относят знания, мировоззрение, художественный метод, эстетический и художественный вкус, мастерство. Компоненты творчества приобретаются человеком в течение жизни. Через психическую деятельность (силы творчества) осуществляется приобретение, развитие, совершенствование компонентов творчества, являющихся своеобразным «строительным материалом», на базе которого совершаются художественные открытия. Отсюда ясно, что при слабом развитии хотя бы одного из компонентов творчества невозможно рассчитывать на значительные творческие успехи.