Мышление

Мышление, как одна из сил творчества, играет главную роль в анализе, осмыслении материала действительности, отражаемого с помощью ощущений, восприятий, чувств и запечатляемого посредством памяти, с целью создания художественного произведения, так как глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющегося высшим познавательным процессом, направленным на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. Функции мышления в творческом процессе художника, как уже отмечалось в предыдущих главах, проявляются на всех ступенях диалектического познания, начиная от живого созерцания действительности и кончая авторедактированием произведения.

Художественное произведение, как и создания в других областях деятельности человека, являются продуктом мышления — это всегда подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс. Произведение искусства несет в себе не только изобразительный материал; но идейно-эстетическое содержание, мировоззренческое, философское его понимание. Настоящий, большой художник является одновременно и творцом, и мыслителем, смелым, оригинальным, современным.

Мышление художника отличается творческим характером, оно работает во взаимодействии с творческим воображением и в соответствии с особенностями, спецификой искусства. В изобразительном творчестве, где специфика практической деятельности художника связана с созданием наглядных образов на плоскости, характер мышления определяется в высшей степени как наглядно-образный. Главная черта мышления художника — «мышление образами». И поскольку художественный образ включает в себя черты характерного и типического, эмоционального, то можно отметить такую черту художественного мышления, как создание нового, несущего в себе главное, существенное, т. е. обобщение в неразрывном единстве с эмоциональным. В то же время это обобщение выражает и определенные идеи, мировоззрение художника. В этом специфика создания художественного образа и художественного мышления. Только наглядно-образное содержание в настоящем художественном произведении является носителем идейного содержания. Отсюда следует, что «чем совершеннее наглядно-образное содержание художественного произведения, тем глубже и полнее передается его идейное содержание, выраженное в художественных образах».

Большое значение для творческого процесса художника имеет такая характерная черта художественного мышления, как его ассоциативность. Ассоциации по контрасту, по сходству постоянно присутствуют в мыслительной деятельности художника на всех этапах творческого процесса. От богатства памяти представлениями зависит разнообразие, яркость ассоциаций. А они определяют выразительность и силу художественных образов, создаваемых на их основе.