Память

Память, так же как и чувства, выступает репродуктивной силой художественного творчества. Поскольку память представляет собой один из важнейших психических процессов — процесс отражения прошлого опыта человека, т. е. запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прежнего опыта, то становится совершенно ясным, что без участия памяти невозможно познание действительности, в том числе и художественное. Человек не может обойтись, в жизни вообще и в процессе любой деятельности в частности, только теми впечатлениями, которые он получает от жизни в данный момент. Он должен использовать опыт прошлых восприятий, ощущений и результаты работы мышления по анализу материалов впечатлений. Прошлый опыт может быть сохранен только благодаря памяти. Для успешного протекания творческих процессов художнику также необходимо иметь запасы жизненных впечатлений в памяти, в том числе зрительных, слуховых, эмоциональных. Благодаря запасам информации в памяти художник в период творческой работы во многом, а иногда и полностью может обходиться без натурного объекта изображения.

Образ этого объекта, основные его характеристики, пространственные положения, характер движения и др. он хранит в  памяти.

Но обходиться без натуры художник может лишь тогда, когда его память имеет значительные запасы жизненных впечатлений. И степень плодотворности деятельности художника зависит от объема и содержания материалов жизненного опыта, отложенных в памяти. Поэтому очень важно насыщать и обогащать память жизненными впечатлениями. Для этого нужно постоянно, целенаправленно, с точки зрения художника, наблюдать окружающую жизнь, стремиться осмыслить увиденное и услышанное. И конечно, обязательно все это нужно «пропускать» через свои чувства и тем самым в памяти запечатлевать свое эмоциональное отношение к воспринятому. На основе восприятия и определенного осмысления реальной действительности в памяти возникают представления, которые физиологически представляют собой нервные следы в коре головного мозга, оставшиеся после восприятия и оживляющиеся впоследствии. Изобразительное творчество немыслимо без использования образов памяти. Совокупность представлений и зрительных впечатлений, получаемых непосредственно в процессе работы с натуры, создает полноценные образы, пригодные для воплощения их в художественном произведении. Художник должен уметь рисовать, писать, лепить и т. д. по памяти и по представлению, «от себя» так же хорошо, как он хорошо работает с натуры. А чтобы память была богатой, художник должен ее постоянно развивать, тренировать. Художнику нужно, в частности, развивать зрительную память — больше наблюдать и рисовать, причем не только с натуры, но и по памяти.

От качества памяти, от запасов жизненных впечатлений во многом зависят и результаты работы образного мышления, творческого воображения, творческой интуиции.

Творческие успехи художников связаны в большей или меньшей степени с хорошей зрительной памятью, с умением изображать по представлению. Об этом говорят сами художники. Например, П. А. Федотов считал, что если не обладаешь особой впечатлительностью, особым глазом, способностью запомнить характерные черты людей и предметов, то лучше быть кем угодно, только не художником: « … сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования». Очень много тренировал и развивал свою зрительную память выдающийся русский художник В. А. Серов. Еще в раннем детстве, когда он начал заниматься рисованием, он любил рисовать по памяти. Этого требовал от него впоследствии и его учитель И. Е. Репин. Изумительной зрительной памятью обладал И. К. Айвазовский. Исключительно была развита зрительная память у русских пейзажистов Ф. А. Васильева, И. И. Левитана. И. И. Левитан говорил, что «пейзажисту необходимо развивать зрительную память и наблюдательность, может быть, больше, чем кому-либо другому. Без зрительной памяти нельзя написать картины даже с этюда. Есть художники, которые прекрасно пишут этюды, а картины написать не могут». Большое значение развитию зрительной памяти у учеников придавал в своей педагогической деятельности Д. Н. Кардовский. Академик Д. А. Шмаринов вспоминал: «Дмитрий Николаевич задавал специальные задания на развитие зрительной памяти. Он считал, что без зрительной памяти нет художника. Мы делали много быстрых набросков и рисунков с натуры, по памяти, сопровождая ими систематическую работу над длительными рисунками».