Замысел

Замысел — это следующее звено в динамике творческого процесса. Обычно замысел — это более или менее определившийся сюжет, конкретизация изобразительного пластического мотива, поразившего художника. «Предельная выразительность и новизна пластического мотива являются основными требованиями, предъявляемыми к нему при определении его ценности и того, стоит ли над ним работать дальше».

Замысел произведения нередко появляется неожиданно, в нем как бы суммируются данные предшествующей ступени творческого процесса. Вот что писал по этому поводу К. Г. Паустовский: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметами памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию — замысел».

Внезапность появления замысла некоторые художники склонны считать чудом, чем-то сверхъестественным. Субъективистская эстетика утверждает, что замысел представляет собой чисто интуитивную категорию, изолированную от участия логики. При всей внезапности рождения замысла следует сказать, что он продукт предшествующей творческой работы художника, обогатившего свою память различного рода информацией, наблюдениями, впечатлениями, раздумьями, часто разрозненными, хаотичными. Нередко до превращения замысла в зримую форму проводится аналитическое исследование, отбор имеющихся данных, зафиксированных в памяти или отображенных изобразительными средствами. Художник прилагает немало сил, ума, воли, собирая материал, изучая жизнь. Все это незаметно, исподволь ведет его к конкретизации замысла.

Постепенность или неожиданность рождения замысла объяснима и особенностями творческой личности, в частности степенью одаренности, таланта, а также обилием или недостаточностью накопленного материала.

Процесс возникновения замысла справедливо связывают с явлением интуиции, которая есть не что иное, как чутье, догадка, не до конца осознанный момент в переходе от приблизительного знания к точному.

При протекании творческого процесса интуиция проявляет себя не только в период возникновения замысла на основе первоначальных накоплений. Интуитивные моменты могут сопровождать и стадию вынашивания замысла, и создание образа, и окончательную разработку сюжета. При этом нужно отметить, что интуиция проявляется в динамике творческого процесса в различных формах.

Акт зарождения замысла представляет собой сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями личности художника, его привычками и навыками, талантом и пристрастиями. На этой стадии сопутствующими могут быть случайности, неожиданные ассоциации, которые могут помочь в решении замысла. Известны подобные случаи из биографий мастеров искусства. Например, найти решение замысла картины «Боярыня Морозова» помог В. И. Сурикову образ черной вороны на снегу. Не отрицая известного воздействия цветового пятна на воображение живописца, следует подчеркнуть, что замысел этого грандиозного полотна обусловлен прежде всего пристальным интересом Сурикова к истории России, социальным движением, выступавшим порой в религиозной оболочке. Не менее существенную роль сыграли здесь опыт, знания, умения художника. Ворона же  подсказала лишь зрительную аналогию с  обликом Морозовой, точнее, это был неожиданный повод — ключ к тонально-цветовому решению темы, давно волновавшей Сурикова.

В качестве примера влияния случайности на возникновение замысла можно привести стихотворение Ф. И. Тютчева «Слезы людские». Поэту казалось, что стихотворение — плод настроения, навеянного стучащим по оконным стеклам дождем. Несомненно, настроение оказало психологическое воздействие на Тютчева. Но несомненно и то, что глубинная причина, истоки стихотворного замысла коренятся в совокупности жизненных наблюдений художника, отлично знавшего многие стороны действительности, неоднократно видевшего «слёзы людские», народные.

Нередко подобного рода случайности считаются интуитивными явлениями. Между тем такие случайности дают лишь повод, неожиданный импульс к началу протекания интуитивного процесса. Эти случайности играют роль своеобразной подсказки при решении творческой задачи — происходит сопоставление предмета с искомым образом, что ведет к решению задачи. В этом плане интересно проанализировать возникновение основы замысла картины Сурикова «Меншиков в Березове». Художник вспоминает: «Вот у меня как было. Я жил на даче под Москвой в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать. Кто это точно так в избе сидел. И вдруг вспомнил — Меншиков… Сразу же всю композицию увидел. Только не знал еще, как княжну посадить». Здесь произошло соединение результатов восприятия конкретного места (избы) и анализа представлений о превратной судьбе Меншикова. Именно это сочетание дало наглядную подсказку композиции картины, а быстрое соединение информации, только что полученной и уже имевшейся, вместе с мгновенным прозрением явилось началом интуитивного процесса. Как его итог возникла основа образа Меншикова и других персонажей — совершилось открытие композиции.

Хотя в подлинных произведениях искусства вряд ли встретишь одинаковые пластические мотивы, существуют общие черты и закономерности творческого процесса. Как уже отмечалось, к ним относятся наличие жизненных впечатлений, историческая и социальная обусловленность творчества, правильное ощущение своего времени и гражданская позиция художника. Все это находит отражение в художественных произведениях.

Возникновение замысла как бы наводит порядок в хаотическом состоянии работы, придает ей целенаправленность, не ограничивая, однако, действия интуиции, фантазии. Первоначальный замысел, представляющий собой эскизную основу будущего произведения, как правило, отличает следующее: сюжетная завязка, достаточно ясные наметки логической связи частей, основы образов, а также предполагаемые средства выразительности.

В процессе возникновения замысла у художника особенно активно начинает работать воображение, фантазия, мышление, происходит отбор художественных средств в определенном направлении. В результате замысел развивается, конкретизируется, частично изменяется.

От появления замысла к его окончательному формированию ведет иногда долгий и сложный путь. Между зарождением и окончательным вариантом замысла нередко трудно провести четкие границы, расставить вехи на всем протяжении творческого процесса. Нередко законченное произведение значительно отличается от первоначального эскиза. Многие художники, искусствоведы, психологи считают, что вынашивание замысла следует выделить в отдельный этап — период «инкубации», следующий за моментом появления, обдумывания, образной конкретизации, детализации и уточнения замысла. На стадии вынашивания замысла происходит большая и разнообразная работа художника. Анализируются сущность и составные части будущего произведения, сравниваются варианты, отбираются наиболее приемлемые — все рассматривается и оценивается с целью уточнения замысла.

Продуманность замысла сокращает лишние переделки, изменения и положительно влияет на качество будущей композиции, избавляет ее от случайных, невыразительных деталей.

В анализе уже сделанного огромную роль играют зрительная память, ассоциации, воображение. Анализируется не только сам замысел (эскиз), эстетическому исследованию подвергается вся информация, которая хранится в памяти, а также в наглядном материале (этюды, наброски, черновики и т. д.). На какое-то время происходит «замыкание» информации разного рода, после чего, вполне возможно, появится необходимость переработки и усовершенствования первоначального замысла. Многие художники и писатели говорят, что в этот период у них складывается впечатление, что они вовсе ничего не делают по своей теме, используют время непродуктивно. На самом же деле в этот период в скрытой форме, подсознательно подытоживается различная информация, т. е. ведется продуктивная работа над образом. Нередко в это время протекает интуитивный процесс решения отдельных творческих задач, что значительно помогает окончательному становлению замысла. Скрытое созревание замысла в голове художника требует внутреннего напряжения и сосредоточенности. Одновременно ведется наблюдение действительности, образуются связи между этим материалом и уже имевшимися сведениями. Для этой стадии характерно обдумывание, уточнение, совершенствование замысла.

Работа над черновиками, набросками и эскизами чаще всего имеет подсобное значение. Важно чувствовать относительный, гибкий характер этих предварительных поисков и рассматривать их как творческий процесс — процесс уточнения, а иногда полной замены сделанного новым, более целенаправленным материалом, приближающим искомое решение сюжета.

В эскизах, вариантах, набросках решения замысла в целом или его отдельных элементов порой имеет место экспериментирование в ошибочном направлении. Эксперимент присущ творческому процессу, необходим как подспорье, но противопоказан искусству как самодовлеющее явление, заслоняющее суть творческой работы, уводящее в сторону от намеченной цели. Конечно, у великих мастеров и такие пробы нередко представляют собой неповторимые произведения искусства (например, рисунки Леонардо да Винчи, Домье, Сурикова и других).

Наконец, как завершение всех предыдущих фаз творческого процесса наступает период окончательной разработки сюжета. Многое изменено, что-то использовано как подсобный материал, а что-то и совсем отброшено. Для этой стадии характерно целостное видение художником всего произведения; он знает, как надо вести окончательную разработку композиции, каково значение деталей.

В своей творческой работе художник сочетает чувственное и логическое, следует объективным законам, используя разнообразные приемы и средства искусства. Как верно говорил Е. А. Кибрик, «только гармоническое соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение».

Как известно, в художественном творчестве действительность отображается в образной форме — такова природа искусства, через образы оно материализует идеи и чувства свойственными данному виду и жанру искусства средствами. Художественный образ создается в тесной связи с идейным замыслом, и при усилении или ослаблении тех или иных сторон этого образа автор произведения обязан учитывать его объективную сущность, чтобы не исказить правду жизни, не нарушить единство формы и содержания. В этом же направлении должны работать детали, подчиненные главному. От этого во многом зависит убедительность, правдивость и  выразительность произведения искусства.

Процесс материализации замысла нередко формально выделяют в отдельную, завершающую фазу. Следует сказать, что некоторые моменты этого процесса можно наблюдать и на других стадиях творческой деятельности.

Завершающая стадия творческого процесса — это авторедактирование, окончательная отделка, правка, шлифовка отдельных деталей произведения. Иногда композиционная правка и переделки бывают настолько основательными, что правомерно говорить о втором рождении картины, скульптуры и т. д. 

В заключение разговора о творческом процессе необходимо отметить, что все его стадии взаимосвязаны, они не имеют жесткой последовательности и границ. Возможны случаи одновременного присутствия двух и трех фаз. Иногда некоторые звенья совсем отсутствуют. На длительность творческого процесса оказывает влияние как идейный замысел картины, так и различные внешние условия.

Итак, при всей сложности и неповторимости творческого процесса его познаваемость не подлежит сомнению.

Обобщая опыт художников прошлых поколений и современных, искусствоведение выводит законы творчества, законы композиции, которые необходимо знать каждому художнику-практику.